Как адаптироваться в новом коллективе?

Собеседование пройдено успешно, испытательный срок назначен, должностные обязанности определены... Но не следует думать, что лишь профпригодность и соответствие должности решит Вашу судьбу на новом рабочем месте. А отношения с новым коллективом? Даже сверхпрофессиональный сотрудник, вызывающий неприязнь у всего коллектива, вряд ли удержится на рабочем месте: либо психологический дискомфорт приведет к ошибкам в профессиональной деятельности, либо человек уйдет сам, поскольку мало кому захочется постоянно терпеть косые взгляды сотрудников. Обычно по окончании первого месяца работы новичок уже может прочувствовать в коллективе "друзей" и "недругов". А собственный имидж "новенького", созданный в первые дни, как правило, обратного хода не имеет - он определит дальнейшее положение сотрудника. Чтобы создать о себе правильные впечатления с первого дня работы, придерживайтесь основных правил адаптации в коллективе.

Инструкция

  • 1 Задавайте вопросы. Менеджеры по работе с персоналом считают, что для нового сотрудника это самое важное. Это касается всех мелочей: никто, кроме Вас, не знает, что Вас интересует. Не стесняйтесь спрашивать, где можно приготовить кофе, где находится та или иная техника, кто может проконсультировать по определенной проблеме и пр. Вопросы, возникающие в связи с работой, задавайте обязательно - даже если они Вам кажутся глупыми. На этом этапе лучше спросить, но сделать правильно, а не постесняться и потом переделывать.
  • 2 Кооперируйтесь. Есть две противоположных линии поведения, которых придерживаются люди с любым темпераментом. Одни кооперируются, подстраиваясь под других людей, и принимают точку зрения большинства. А другие, напротив, предпочитают «соревновательную» линию: проявляют инициативу, противопоставляя себя коллективу. От второй модели поведения в период адаптации лучше отказаться: в новом коллективе более выигрышно именно «кооперироваться». А значит - без особой надобности не «высовывайтесь», по крайней мере примите нейтральную позицию до поры до времени, несмотря на Вашу яркость и неординарность. Только не в ущерб работе, особенно творческой, с которой сопряжена Ваша должнсть.
  • 3 Избегайте критики «старичков». На первом этапе больше слушайте, что говорят сотрудники, а в спорных ситуациях придерживайтесь нейтралитета. Критиковать коллег сейчас не стоит. Незамыленный взгляд на ситуацию очень полезен, но если Вы не разобрались в сути происходящего и не знаете специфики деятельности компании, не делайте решительных выводов. Это может быть понято более опытными коллегами как "наезд" и помешает установить нормальные отношения. Отдельное табу - конфликт с «авторитетами» (отсюда вывод: узнайте, кто является авторитетом в коллективе). Если даже у Вас зародилась мысль, что уважаемый коллега ошибается, на данном этапе лучше промолчите. Старайтесь выстроить отношения так, чтобы переубедить его постепенно в будущем.
  • 4 Общайтесь, но соблюдайте дистанцию. Общение жизненно необходимо в период адаптации. Не ограничивайтесь общением с людьми лишь по телефону, электронной почте или "аське". Чтобы решить вопрос, нужен личный контакт. Хороший путь установить контакт — совместные походы на обеденный перерыв. «Шефство» коллег над новичком в этом случае гарантируется. Правда, если Вы упорно отказываетесь составить компанию, о Вас вскоре забудут. Не игнорируйте корпоративы, если Ваш приход в компанию совпал с однми из них. Кстати, если в компании есть обычай «проставляться» новичкам — узнайте о нюансах такой традиции и сами организуйте праздник. Не спешите «пить на брудершафт» в поисках лояльности коллектива. Не сокращайте расстояния в отношениях с коллегами сразу, от таких попыток "стать своим" можно достичь противоположного эффекта. Панибратское поведение для новичка в команде - не лучший путь.

Подсказки и предупреждения

  • Совет Вы адаптируетесь в новом коллективе быстрее, если сразу покажете всем, что выполнять свои обязанности готовы честно и не отлынивая. Не надо выглядеть трудоголиком, если вы не являетесь им, но учтите, что халтурщиков ни один коллектив не любит.
  • Совет Вы можете попасть в такой коллектив, где психологическая атмосфера не совсем здоровая. Главное в таком случае – понять, что причиной склок и споров лично Вы не являетесь. Людей, готовых сорваться каждый миг, может раздражать и Ваша вежливость, и умение сохранять спокойствие.